|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© 2004 "Smeh"
ICQ: 234418008
|
|
|
|
|
|
|
Артур Шопенгауэр
|
|
|
|
|
|
Под философией жизни подразумеваются те философские течения XIX
- начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов
против засилья гносеологических и методологических проблем в
философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической
философии. Представители философии жизни были против акцентирования
внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали,
что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается
в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком
абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна
исследовать жизнь.
С точки зрения большинства представителей философии жизни, жизнь
понимается как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу,
ни к материи. Принято выделять два основных варианта философии жизни:
1. Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);
2. Исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).
Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур
Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с
Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр
был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр
предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной
философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем.
Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии
со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля.
Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра,
поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию,
называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана.
Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он
считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки
гегелевской системы.
Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и представление"
(1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения
Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к
жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и
человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек
наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей
волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди
существуют в его представлении как зависящие от беспредельного
эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его
воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет,
таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная
организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления
этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление
эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере
искусства и морали.
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями
буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру,
высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр
не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и
буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности
создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого
страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда
пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который
указал на важную роль в жизни человека бессознательного,
инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением
человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при
создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль,
метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных
трудов был "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это
слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В "Трактате"
Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его
системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между
двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила
притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося
существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на
уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения
комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в
результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма,
подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали
роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям
сторонников некоторых философских школ, иррационализм- отрицательное
явление.
Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы
поведения человека, но не самым лестным для людей образом.
|
|
|
|
|
|
|
|