|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© 2004 "Smeh"
ICQ: 234418008
|
|
|
|
|
|
|
Экзистенциализм
|
|
|
|
|
|
Экзистенциализм - философия существования. Наиболее крупные
представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю,
Н.Аббаньяно.
В Германии экзистенциализм стал складываться после 1 мир войны (обстановка
озлобления и уныния). Новая волна - Франция времен окупации и после
2 мир войны.
Экзистенциализм поставили вопос о смысле жизни, о судьбе человека, о
выборе и личной ответственности.
Исходный пункт философии экзистенциализма - изолированный, одинокий
индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его
собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные
проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта
существования человека. Для экзистенциалиста имеет значение только
его собственное существование и его движение к небытию.
Экзистенциализм объявл предметом философии - бытие. "Современная
философия, как и в прошлые времена занята бытием"- (Сартр). Они
утверждают, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой
логический анализ его невозможен. Поэтому философия не может быть
наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей
для проникновения в него.
Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть 1 вид бытия отлично
нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается
доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но
это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: "существо
есть то, что никогда не становится объектом", ибо мы никогда не
можем взглянуть на себя со стороны.
Экзистенциализм - это философия, единственный предмет которой -
человеческое существование, точнее преживание существования. Среди
всех способов бытия существования экзистенциалисты ищут такой, в
котором существование раскрылось бы наиболее полно - это страх.
Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего
существования. В конечном счете это страх перед смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека, есть"бытие в себе", а
человеческое существование есть "бытие для себя" или ничто.
Поскольку всякое бытие возникает из бытия и не может превратиться в
ничто, то для философии человеческого существования, понимаемого как
переживание, не может найтись такого быытия, из которого оно могло
бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие человека есть ничто.
Осознавая свое ничожество человек испытывает страх - "человек есть
его страх".
Ясперс полагает, что человеческое существование раскрывается лишь в
"пограничных ситуациях" - страдание, борьба, смерть.
Свобода. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становится
тем, кем он себя сделает. Человек - это постоянная возможность,
замысел , проект. Он свободно выбирает себя и несет полную
ответственность за свой выбор. Свобода составляет само человеческое
существование, человек и есть свобода.
Однако, свобода понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся
выражению в понятиях, иррациональное. Свободу они мыслят как свободу
вне общества. Это внутреннее состояние, настроенность, переживание
индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода,
противопоставляемая необходимости и отрешенная от общества - есть
пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к
окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно
самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. "Человек осужден быть свободным", свобода есть
мучительная необходимость.
Характерной чертой человеческого существования является то, что он
не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и
подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и
смерти. Это приводит их к мысли, что помимо человеческого
существования существует потусторонняя реальность, которая
понимается как способ существования человека, состоящий в
озабоченности человека, направленной куда-то вне его. Внешний мир
представляет среду, мир заботы человека, окружающий человеческое
существование и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство
и время есть способы человеческого существования. Время - это
переживание существованием своей ограниченности, временности.
Представление о времени до моего рождения и после смерти -
произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей
смерти бессмыслено.
Личность и общество. Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая
и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие,
навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды... Человек,
преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь
в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не
истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование.
Каждый умирает в одиночку.
|
|
|
|
|
|
|
|