|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© 2004 "Smeh"
ICQ: 234418008
|
|
|
|
|
|
|
Карл Ясперс
|
|
|
|
|
|
Ясперс Карл (1883 - 1969) - немецкий
философ, один из основателей экзистенциализма ("философия
существования"). Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена,
медицину - в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С
1908 по 1915 год работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В
1913 году защитил докторскую диссертацию "Общая психопатология" у
Виндельбанда. Вышедшая в свет в 1919 году работа Ясперса "Психология
мировоззрений" может считаться первой публикацией по философии
экзистенциализма в Германии. С 1922 года Ясперс работает профессором
философии в Гейдельбергском университете. В 1937 - 1945 годах
отстранён от преподавательской деятельности, в 1938 году запрещена
публикация его работ. С 1948 по 1961 год - профессор философии
Базельского университета. На формирование философских взглядов
Ясперса особое влияние оказали Платон, Плотин, Фома Аквинский,
Николай Кузанский, Спиноза, Кант (критического периода), Шеллинг,
Кьеркегор, Ницше, Гуссерль и Вебер.
Его философию можно было бы с полным основанием назвать самым
гуманистическим вариантом экзистенциализма, поскольку она более
всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей. Более
того, в своих поздних произведениях Ясперс прямо поставил перед
философией задачу утверждения системы общечеловеческих ценностей. Но
поздние произведения Ясперса с большой натяжкой могут быть отнесены
к экзистенциализму, поскольку в этих произведениях Ясперс выражает
уверенность в построении общества, основанного на гуманистических
принципах, т.е. общества, где будут преодолены человеческое
одиночество и непонимание, а такой оптимизм противоречит
экзистенциалистскому мироощущению. Дело в том, что поздние
произведения Ясперса были написаны в результате осмысления философом
тех ужасов фашизма, которые Ясперс пережил в 30-х годах в Германии.
Поведение Ясперса в эти годы делает честь всей немецкой философии. А
из более ранних философских идей Ясперса наибольшую известность
приобрела идея о пограничных ситуациях. Учение о пограничных
ситуациях связано с основным положением экзистенциализма об
уникальности экзистенции и с тем, что она чаще всего закрыта для
человека, погружённого в мир вещей, безличное массовое существование.
Но в особых, критических ситуациях, подчёркивает Ясперс, любой
человек способен мгновенно прозреть, мгновенно понять уникальность
своей экзистенции, понять смысл своего бытия или трагическое
отсутствие этого смысла. Причём это озарение не имеет ничего общего
с интуицией Декарта, с озарением сатори в духе дзэн - буддизма. В
этих случаях озарение наступает в результате долгих поисков ответа
на какие - то вопросы. Экзистенциальное же озарение происходит и с
человеком, который никогда прежде не задумывался о проблемах
познания или смысла жизни. Но это наступает только в исключительных
и трагических ситуациях. Человек может оказаться в пограничной
ситуации и в результате переоценки своих прежних идеалов.
Все эти состояния можно назвать пограничной ситуацией - пограничной
между экзистенцией и Ничто. Возможно, не каждый человек в таких
ситуациях вдруг постигает истинный смысл бытия, но большинство людей
способно на это. Как способно на это и всё человечество в целом,
которое в ХХ веке само оказывается в пограничной ситуации - на грани
атомной катастрофы, например, или на грани экологической катастрофы,
или перед угрозой человеконенавистнической диктатуры. Но Ясперс
видит выход из этих ситуаций не в уходе в своё одиночество, как
Кьеркегор, не в фашизме, как Хайдеггер, не в социалистическом
плановом обществе, как Сартр, а в реальном гуманистическом
сотрудничестве людей всех национальностей и религиозных верований.
Что же, по мнению Ясперса, может внушить уверенность в возможности
такого сотрудничества людей? Такую уверенность могут внушить 3 вещи:
это прошлое, настоящее и будущее человечества.
Настоящее - прежде всего страхом перед фашистской и коммунистической
диктатурой. Ясперс имеет в виду страх, который не парализует волю
человека, а, наоборот, побуждает к действию.
В прошлом человечества Ясперс указывает на время между VIII и II
веками до н.э. Это начало осевого времени, которое знаменует собой
продвижение человечества к взаимопониманию. Осевое время - это
продвижение в общем русле мировой, общечеловеческой культуры. До
этого времени можно говорить только о раздельных
культурно-исторических регионах - о Египте, Индии, Месопотамии, -
каждый регион жил сам по себе, хотя и были какие-то контакты. Но в
какое-то время в разных регионах выступают со своими учениями
религиозные пророки, выступают нравственные учителя человечества.
Они учат людей одним и тем же нравственным ценностям - учат добру и
взаимопомощи, взаимопониманию. Ясперс имеет в виду Будду и Зороастра,
Лаоцзы, а также Конфуция, ряд пророков Ветхого Завета. Этот ряд
завершает Иисус, а несколько позже в Аравии эти же ценности
проповедует Мухаммед. С течением времени практически все народы
нашей планеты принимают религии, в основе которых лежат общие
принципы нравственности. То есть в прошлом человечества была
заложена основа общей духовности.
А что же в будущем? А будущее - в руках самих людей. Вернее, в их
стремлениях. Как говорит Ясперс, тот, кто всё время твердит о
неизбежности войны - работает на войну, ибо в глубине души желает
прославиться проницательным предсказателем. Кто хочет мира и
единения людей - работает на эти благородные ценности. Для пояснения
своих идей Ясперс часто пользуется понятием философская вера и
понятием философская коммуникация. Философская вера - это вера людей
в свои возможности, это источник энергии, помогающий человеку
работать ради повсеместного распространения нравственных ценностей,
лежащих в основе общей духовности человечества. Коммуникация - это и
есть единение людей на основе гуманистических общечеловеческих
ценностей. Любая идеология, основанная на подчёркивании классовых,
узкорелигиозных или национальных принципов, и может служить только
разобщению людей. Философская коммуникация - это движение к
взаимопониманию людей не через отрицание отдельных религий, а через
выделение в них нравственной общедуховной стороны. На такое
выделение способны, правда, в основном только образованные люди. Для
большинства людей слишком значима обрядовая сторона религий, т.е. то,
что отличает одну религию от других. Но образованное меньшинство -
это прежде всего учителя школ и университетов, в их руках находится
образование общества, в их руках души учеников. Если принципы
общечеловеческой духовности начинает исповедовать вся интеллигенция,
то философия, построенная на этих принципах, сможет выполнять роль
своего рода интеллектуальной религии, которая сделает возможной
коммуникацию человечества.
|
|
|
|
|
|
|
|