|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© 2004 "Smeh"
ICQ: 234418008
|
|
|
|
|
|
|
Рационализм - ступень познания ...
|
|
|
|
|
|
Чувственное восприятие человеком конкретных событий, фактов
зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере
содержание понятий освоено данным человеком. Речь
идет о зависимости чувств, опыта и восприятия,
от представлений, используемых
человеком в его практической деятеьности. И
эта зависимость не является односторонней.
Усвоение конкретными людьми уже существующих понятий, роль этих
понятий в их сознании и деятельности - зависят
от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В
ходе таких контактов понятия многократно проверяются, обогащаются,
дополняются новым смыслом.
Таким образом чувственное и рациональное мышление нахлдятся в
неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии
обнаруживается 2 типа деятельности:
1. Практическая деятельность в широком смысле.
2. Деятельность , специально направленная на создание знаний
т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного
труда.
В ходе физического воздействия на конкретные предметы и явления
человечество приобретает многочисленные знания об отношениях
(между различными типами материальных объектов и процессов).
Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами
предметов, данные отношения становятся объектами познания. Процессы
в ходе которых образуются понятия, измеряются столетиями. Прежде чем
знание обретет обобщенную форму и благодаря этому приобретет
понятийное выражение, должны миллиарды раз осуществиться процессы
сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физического
видоизменения объектов. Знание должно
приобрести обобщенную форму, оно должно
приобрести объективное значение для множества людей.
Когда слово выступает в единстве с более или менее полным знанием
общих свойств объекта, их отличия от других объектов, оно как раз и
выступает в форме понятия. Понятия - это такие воплощенные в словах
продукты в социально-историческом процессе познания, которые
выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения
предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие
понятия, то каждый человек в каждом поколении вынужден был бы вновь
и вновь описывать каждую конкретную вещь, факт , явление.
Обратим внимание на действия, которые имеют место в процессе
образования чувственных понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения,
сравнения и сопоставления, выделение того общего свойства, которое
присуще необозримому множеству предметов и целым классам предметов,
в философи именуется абстрагированием, а результаты абстрагирования
- абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в
объективные познания. Тут существуют 2 важных момента: при
абстрагировании человек исходит из объективности, действительных
свойств объектов и явлений и из их реальных отношений друг к другу,
фиксируется их действительное, независимо от сознания существующее
единство. Но при этом деятельность отвлечения и объединения
свидетельствует об активности человеческого познания, о
возникновенит особого типа деятельности, особого типа познания,
направленного на фиксирование отношений.
Объяснение и понимание.
Теория познания различает структурные объяснения, отвечает на вопрос,
как устроен объект; функциональные объяснения - как действует и
функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление,
почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При
этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для
объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным
и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые
служат основанием для объяснения называются объясняющими. Знания,
которые ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего
могут выступать как законы так и отдельные факты.
Что же дает нам процесс объяснения. Он, во-первых, устанавливает
более глубокие и прочные связи между различными системами знаний.
Во-вторых, позвляет осуществить предвидение и предсказание будущих
ситуаций и процессов.
Чем же отличается понимание от объяснения? На всех этапах
человеческой деятельности мы сталкиваемся с чем то неизвестным,
знание о чем у нас отсутствует. В данных случаях мы говорим о том,
что данное явление непонятно, что мы о нем ничего не знаем. Мы можем
не понимать тексты из-за незнания языка, особенностей культуры. Из
необходимости решать подобные проблемы возникла Герменевтика (Ф.Шлейермахер,
В.Дильтей, Г.Гадамер, Э.Бетти, П.Рикер...) - наука о понимании.
Чтобы понять письменный или устный текст надо понимать значение
каждого слова, предложеия или отрывка, которое им придавали авторы.
Но с другой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо
понимать смысл и значение содержащего их контекста. Эта ситуация
получила название - "герменевтический круг".
Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложный процесс. Мы
постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом
осуществляются такие процедуры как интерпретация - превоначальное
приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация -
уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция - объединение,
слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция -
разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия -
качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное
преобразование.
Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих
процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от
незнания к знанию.
Процесс понимания состоит не олько в усвоении уже выработанных
другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе
ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не
существовавших ранее.
Иррационализм - философское учение, настаивающее на ограниченных
возможностях разума, мышления и признающее основным родом познания
интуицию, чувство, инстинкт... Считает действительность хаотичной,
лишенной закономерностей, подчиненной игре слусая, слепой воле (иррациональностью
в частности является экзистенциализм).
Рационализм - учение в теории познания, согласно которому
всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания -
не могут быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть
почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт),
либо из понятий, существующих только в виде задатков,
предрасположений ума. Опыт стимулирует и проявление (Спиноза,
Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг).
|
|
|
|
|
|
|
|